Вторник, 04.08.2020, 05:55
Приветствую Вас Гость | RSS

Средняя школа № 28


Краснодарский край
Белоглинский район
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Воспитательная работа

Урок-путешествие «Пионеры-герои Кубани»в 4 классе
08.05.2015, 19:25

ЦЕЛИ:

  1. Изучение  исторического прошлого России и родного края.
  2. Воспитание  патриотических качеств личности.

 

ОБОРУДОВАНИЕ: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.

 

ХОД

 

Учитель:  Ребята  сегодня мы совершим путешествие по страницам истории нашей страны и родного края.

Тема нашей беседы: Юные герои Кубани

 

Учитель:

 Какой праздник наша страна отмечает 9 Мая?
- Сколько лет длилась Великая Отечественная Война?

- Сейчас мы закроем глаза и перенесемся в прошлое.

 

- Был летний воскресный день 22 июня. Ласково светило солнце, согревая землю своими лучами. Шептались друг с другом камыши. Птицы пели на все голоса. Люди просыпались, строили планы на выходной день. Ничто не предвещало беды. И вдруг из репродукторов донеслась страшная весть о том, что фашистская Германия напала на нашу страну. Над нашей Родиной нависла угроза потери независимости, свободы.

22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Для осуществления  плана нападения и уничтожения СССР, был разработан «План Барбаросса».  Так началась  Великая Отечественная война

 

Миллионы советских граждан у репродукторов, с тревогой и болью вслушивались в слова  сообщения  о начале войны.

                   

    Во время войны все советские люди жили по принципу «Всё для фронта! Всё для Победы! Они работали каждый день по 12-14 часов в сутки. За станки становились женщины,  старики, дети.     Нацистам удалось оккупировать почти половину территории Советского Союза. Ни одна страна,  ни в одной войне не имела таких потерь и разрушений.

Учитель: Кубанскому краю не удалось избежать оккупации. В июле 1942 года определилась непосредственная угроза оккупации немецко-фашистскими захватчиками Краснодарского края.

Учитель: Памяти юных мальчиков и девочек, кто боролся и умирал за свободу и счастье людей, посвящается…

 

 

Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями.

                                 Роберт Рождественский

Просмотр видеофрагмента  «Расстрелянное детство»

 

Учитель: Дети войны. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в городах и маленьких деревнях, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.

         ПРИШЕЛ  ЧАС - ОНИ  ПОКАЗАЛИ,  КАКИМ ОГРОМНЫМ   МОЖЕТ   СТАТЬ  МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ   СЕРДЦЕ,  КОГДА   РАЗГОРАЕТСЯ  В  НЕМ    СВЯЩЕННАЯ  ЛЮБОВЬ  К  РОДИНЕ  И  НЕНАВИСТЬ  К  ЕЕ  ВРАГАМ.

Ученик:

 

Чёрным было небо над Кубанью,

Нефть клубила адскую пургу.

Мальчики без воинского званья

Бились на кубанском берегу.

 

Не надев солдатских гимнастёрок,

Пареньки из краснодарских школ

По- солдатски  вплавились в пригорок,

Как велели честь и комсомол.

 

Учитель: Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими-отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами. Сражались повсюду.

И ни на миг не дрогнули юные сердца! Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай  их  даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах  ее маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок.

Учитель: Его я узнал не из книжки-

                  Жестокое слово- война!

                  Прожекторов яростной вспышкой

                  К нам в детство врывалась она.

                  Смертельными тоннами стали,

                  Сиреной тревоги ночной.

                  В те дни мы в войну не играли-

                  Мы просто дышали войной.

                  В читальнях, притихших и тесных,

                  На отмелях книжных морей

                  При свете коптилок железных

                  Шуршали листы букварей.

                                                               (А. Иоффе)

 

Учитель: Кубанские пионеры также внесли свой вклад в победу над врагом.

        В годы войны зародилось и развернулось в массовое, поистине всенародное ребячье движение. В госпиталях ребята ухаживали за ранеными, выступали с художественной самодеятельностью. В летнюю пору 1941 года в колхозах края работало много  школьников.

      

       В период временной оккупации Кубани гитлеровские захватчики встретили массовое сопротивление всего населения, вылившееся в широкий размах партизанской и подпольной борьбы. И в этой борьбе сумели найти своё место пионеры.

 

Ученик:

 

Лены, Володи, Сережи и Коли

Мирно учились в родной своей школе

В тихих уютных кубанских станицах,

Там, где в колодцах вода серебрится,

Там, где поют соловьи на рассвете

Жили спокойно и счастливо дети,

Строили планы, влюблялись беспечно,

Жизнь им казалась такой бесконечной!

Но прогремели железные грозы,

С неба упали свинцовые слезы,

Горькою стала в колодцах вода,

Черною тучей нависла беда.

В раз потемнели и сгорбились хаты,

Папки и братья подались в солдаты,

Все изменилось в станице родной,

Даже цветы вдруг запахли войной.

Страшною стала вокруг тишина.

Кончилось детство. Настала война.

 

 

     Учитель: Кубанцы по праву гордятся юными героями, своими земляками. До войны это были обычные ребята. Они учились, занимались общественными делами, любили книги, охотно ходили в кино. Но сегодня, мысленно прослеживая их деятельность в чрезвычайных обстоятельствах, нельзя не поражаться их мужеству, ибо на осознанное самопожертвование во имя достижения победы над ненавистным врагом шли не закаленные опытом солдаты, а дети 12-15 –летнего возраста. Вспомним имена некоторых из них.

 

Рассказы учеников о юных героях

 

 

 

  ЖЕНЯ ПОПОВ. Учился в 8-й Майкопской школе, писал листовки и расклеивал их по городу, вел подрывную деятельность в тылу врага, срывая выполнение боевых операций фашистов. В декабре 1942 года был схвачен фашистами. Целый месяц его пытали в гестапо. 17 января, в день своего рождения, Женя был расстрелян.

                  А что было дальше?

                  Гестапо, тюрьма.

                  Пытки,

                             Допросы,

                                           Расправа.

                  А что было дальше?

                  Холодная тьма

                  И юная

                              Вечная слава.

ЛЁНЯ ОБЪЕДКО.  Жил в хуторе Семисводном Красноармейского района. Желая помочь партизанам, перерубил телефонный кабель, тянувшийся от станицы Анастасиевской, где находился немецкий штаб, до станицы Славянской, где шла передовая линия. Был схвачен гестаповцами, жестоко избит и расстрелян в марте 1943 года.

 

         Завгородний Алексей Иванович посвятил  подвигу Лени Объедко стихотворение:

                   Про мальчика, про Леню, будет этот рассказ.

                   В Семисводном он рос, быстрый, легкий, как птица,

                   Как и все он мечтал, и твердил каждый раз:

                   -Я хочу быть пилотом, летать научиться!

                   Он хотел, чтобы ветер дул упруго в лицо,

                   Он хотел, чтобы шапку срывал он со свистом.

                   Он хотел быть похожим на наших отцов,

                   Смело шедших вперед на клинок, на винтовочный выстрел.

                   Он хотел, чтоб в полях колосились хлеба,

                   Чтоб комбайны гудели в пшеничном просторе.

                   Вдруг … Война! Всех сплотила она,-

                   Что ни дом, то огромное горькое горе.

                   Вербы косы склонили над рекою вдали.

                   Немцы Леню схватили, на допрос повели.

                   Злобной пыткой пытали (для других, мол, пример)

 

 

НАДЯ ГНЕЗДИЛОВА. Ученица 6 класса станицы Даховской Тульского района. Была разведчицей в партизанском отряде, участвовала в операции по освобождению станицы. Погибла в перестрелке во время боя.

 

ВАНЯ МАСАЛЫКИН. Жил в станице Новопокровской. Уводил из-под носа фашистов оружие – винтовки, патроны, гранаты, прятал их в окопчике, а потом раздавал жителям. Его выследили, арестовали. После страшных пыток в сентябре 1943 года Ваня был расстрелян.

Юные  безусые  герои,
Юными  остались  вы  навек.
Перед  вашим  вдруг  ожившим  строем
Мы  стоим,  не  поднимая  век.
Боль  и  гнев  сейчас  тому  причиной.
Благодарность  вечная  вам  всем,
Маленькие  стойкие  мужчины,
Девочки,  достойные   поэм.

 

ВИТЯ ГУРИН. Учился в школе № 2 станицы Новотитаровской Динского района. Был связным и разведчиком в партизанском отряде. Вместе с группой партизан был схвачен фашистами и расстрелян в декабре 1942 года. Витя Гурин посмертно награжден медалью «За оборону Кавказа».

 

 

ВЕНЕРА ПАВЛЕНКО и КЛАРА НАВАЛЬНЕВА. Ученицы школы № 1 станицы Кореновской. Ухаживали за советскими летчиками, самолет которых был сбит неподалеку от станицы, а затем помогли им скрыться от фашистов. Были схвачены и зверски замучены гестаповцами.

 

 

ЛЁНЯ ТАРАННИК. Жил в станице Ключевской Горяче-Ключевского района, учился в 5 классе. Был партизанским разведчиком – следил за расположением огневых точек противника и сведения передавал в отряд. Он сумел выкрасть у немецкого офицера важные документы, которые помогли разгадать план по уничтожению партизан. Леню выследили и поле страшных пыток и допросов расстреляли в августе 1942 года.

 

ФЕДЯ ТОКАРЕВ. Учился в школе № 3 станицы Абадзехской. Выполнял задания партизанского отряда. По доносу предателя Федя был схвачен и подвергся жесточайшим пыткам. В октябре 1942 года юный патриот вместе со своим дедушкой были закопаны в землю живыми.

 

СТЕПА ПОНОМАРЕВ. Жил в станице Каменномостской. Ему было 14 лет. Он был связным в партизанском отряде, участвовал в операциях по освобождению пленных, предотвращал угон скота, раскрывал имена предателей. Был схвачен фашистами на пороге родного дома. После жестоких пыток в октябре 1942 года Степа был расстрелян.

 

 

ВИТЯ НОВИЦКИЙ. Житель города Новороссийска. Не раз убегал на фронт, был под Керчью в самом пекле сражений. Во время наступление фашистов на Новороссийск Витя помогал нашим матросам отбивать атаки врага. Когда матросы погибли, он встал за пулемет. Фашисты проникли в дом и зверски расправились с Витей. Они облили его бензином, подожгли и сбросили на мостовую. Витя Новицкий посмертно награжден орденом Отечественной войны.

 

ВИТАЛИК И ЛЕНА ГОЛУБЯТНИКОВЫ. Учились в школе № 3 станицы Брюховецкой. В 1943 году во время отступления немецких войск ценой своих жизней они спасли колонну советских солдат, предупредив их о засаде.

                      

Эта новость летела как птица,

                      Отступала угрюмо тоска:

                      Оставляют фашисты станицу,

                      Наступают родные войска.

                      Ждали жители наших

                                                     Советских,

                      Ждали, словно любимых своих,

                      Ждал свободы народ

                                                      В Брюховецкой,

                      Ждал прихода бойцов дорогих.

                      Ждали этого Лена и Витя.

                      День февральский был долгий ,

                                                        Как год.

                      Вдруг из дома напротив-

                                                         Смотрите-

                      В щель немецкий глядит пулемет.

                      Их пронзила догадка: засада!

                      Непонятная слышалась речь…

                      « нам спасти наших воинов надо,

                      Нужно наших бойцов уберечь».

                      Стали строгими юные лица,

                      На раздумье -секунды ушли…

                      А бойцов- принимала

                                                      Станица,

                      Вот они показались в вдали.

                      И все ближе родные шинели

                      И счастливые лица солдат…

                    « Стойте! Сто-о-ой…»,-

                                                Голоса зазвенели,

                      Но прервал их чужой автомат.

                      Нет для памяти нашей

                                                         Преграды,

                      Наступил он, торжественный

 

                                                        Миг:

                      Вижу сверстников ясные

                                                     Взгляды

                      И не в камне, не в бронзе-

                                                            Живых.

 

 

ВЛАДИК КАШИРИН. Житель города Анапы. Принимал участие в подрывной деятельности подпольной группы «Рассвет», возглавляемой Катей Соловьяновой. Он спас заминированный склад зерна, вынув 55 запалов и оборвав шнуры в ящиках со взрывчаткой. За этот подвиг он был награжден медалью «За отвагу». В составе 18-й армии Владик принимал участие в боях за Крым, дошел до Будапешта. Среди его наград есть медаль «За оборону Кавказа». Герой погиб после войны, обезвреживая неразорвавшуюся бомбу.

 

КОЛЯ ШУЛЬГА. Родился в станице Кисляковской Кущевского района, учился в 18-школе. Ему было 11 лет. Он был связным в партизанском отряде, переправлял оружие партизанам, перерезал линии связи фашистов. По доносу Коля был схвачен, его пытали и закопали в яме живым.

 

МУСЯ ПИНКЕНЗОН. Учился в 5 классе школы № 1 станицы Усть-Лабинской. Очень любил музыку, играл на скрипке. Во время массовых арестов был схвачен вместе с отцом… В январе 1943 года фашисты вывели не расстрел более 300 жителей станицы. Среди них был Муся. Он бесстрашно шагнул навстречу фашистскому офицеру, вскинул на плечо скрипку и заиграл. Торжественно и гордо звучала мелодия, которую подхватили обреченные на смерть жители станицы. Фашисты опешили от смелости маленького скрипача. Раздалась команда, а за ней автоматные очереди…  

                       

Никак забыть я не могу

                            Тот город Краснодар.

                            Лежала скрипка на снегу,

                            Над ней закат пылал.

                            Он так потешиться хотел,

                            Фашистский генерал.

                             Но мальчик пел, он только пел

                            « Интернационал»!

 

 

           Краснодар, площадь у Кубанского Государственного Технологического университета. Памятник студентам, преподавателям и сотрудникам Университета, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны.

 

Дети войны-и веет холодом,
Дети войны-и пахнет голодом,
Дети войны- и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.
Какая разница, где был под немцами,
В Дахау, Лидице или Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками
Трава поникла, где дети плакали
Дети войны боль отчаянна
И сколько надо им минут молчания!

Л.М.Голодяевская.

 

Минута молчания

      

  Учитель:

        Неправда, что время сушит слезы. Неправда, что время притупляет горечь утрат. Седые матери помнят погибших детей. Никто не заставит их позабыть. Повешены, расстреляны, погребены заживо…

         Мы вспомнили только о немногих, кто свои юные жизни отдал за освобождение Родины. Но мы помним всех.

                                              

   Вела на подвиги страна,

                                               И в жизни быстротечной

                                               Их не забудут имена,

                                               И точно так же, как весна,

                                               Их юность будет вечной.

 

        Много юных, еще не познавших жизнь, ребят забрала война, но они отдали жизнь за наше будущее, и как могли приближали своими подвигами День Победы.

         Давно отгремели бои Великой Отечественной войны. Над нашими городами и селами ясное небо, теплое солнце. Буйно цветут сады и шумят неоглядные нивы. За все это отдали свои жизни малолетние герои. Их

повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок. И назвали их люди героями.

 

Ученик:

Над нами небо голубое,

Нам жизнь счастливая дана,

И мы обязаны с тобою

Запомнить эти имена.

Герои наши – просто дети,

Чью жизнь оборвала война.

И мы должны запомнить эти,

Запомнить эти имена!

Принять их к сердцу близко-близко,

Их подвиг оценить сполна.

И, поклонившись обелискам,

Запомнить эти имена!

Запомнить навсегда и свято

И пронести сквозь времена.

Во имя Родины, ребята,

Запомним эти имена!

               

Учитель:

Много лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны. Уходят от нас в мир иной люди, видевшие страшное лицо войны. А мы можем узнать о тех событиях только из рассказов ветеранов, из книг, художественных фильмов.
- Мы не должны забыть этот страшный урок истории. 
Как только люди забудут ужасы войны, война снова начнется на нашей земле.

 

Ученик:
Мир в каждом доме, в каждой стране!
Мир - это жизнь на планете!
Мир - это солнце на нашей Земле!
Мир - нужен взрослым и детям!

 

- А сейчас давайте создадим  свой плакат «Мы голосуем за мир!»
У вас на столе лежат листы цветной бумаги. Положите на них свою руку и обведите ее. Теперь вырежьте точно по контуру. А сейчас наклеим эти «руки» на нашу заготовку. (Получился плакат, на котором к солнцу тянутся руки детей.)

 

Учитель: - Есть много важных слов на свете - Мама, Родина, счастье.

А есть еще важное слово - МИР!

МИР -  это Земля,   мир - это люди,   мир - это дети.      Мир - это спокойная и  радостная жизнь.      Нет войны, нет горя и слез.      Мир нужен всем!

Ученик: 

Пусть небо будет голубым,

Пусть в небе не клубится дым,


Пусть пушки грозные молчат


И пулеметы не строчат,


Чтоб жили люди, города...


Мир нужен на земле всегда!

Подведение итогов

Учитель: - День Победы – это замечательный, светлый праздник мира.

-  Давайте же постараемся сберечь нашу удивительную планету от новой беды. Пусть больше никогда черные тучи войны не заслонят солнце над нашей Родиной. Пусть всегда будет мир!

Категория: Воспитательная работа | Добавил: oksana_s
Просмотров: 2850 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Новости Образования

Официальный сайт МБОУ СОШ № 28 Белоглинского района © 2020